Пища карпа и промысел сазана

Пищу карпа во взрослом состоянии составляют различные мелкие обитатели дна, а отчасти и растительные вещества; ракообразные, черви, личинки насекомых, моллюски и др.; обитатели ила все же превалируют в его питании над чисто растительными организмами — молодыми побегами камыша и других водных растений; не брезгают карпы и всякими отбросами животного и растительного происхождения и падалью. Поедает икру ранее нерестующих рыб и их молодь. Крупные карпы не отказываются и от рыбной пищи и даже пожирают и собственную молодь. Таким образом, карпы — рыбы всеядные — свиньи в рыбном царстве, подобно им, способные отъедаться до отвалу и отличающиеся большой прожорливостью.
Карп принадлежит к числу очень вкусных и жирных рыб (правда, карпы из илистых водоемов несколько отзывают болотом и илом — привкус, легко исчезающий, если пойманную рыбу выдержать некоторое время в текучей воде).
Промысел сазана. Промысел сазана производится весной, во время его хода на нерестилища и во время самого нереста, и осенью и зимой на ямах. Лов их производится неводом, вершами, вентерями. Немало сазана промышляется и острогой. Инородцы Амурского бассейна ловят сазана и переметами, где наживкой служит кусочек жмых, выпиленный в виде прямоугольника, а орудием лова согнутая в виде крючка проволока. Как проволока, так и жмыхи привязываются к бичевке на крепком шелковом шнуре — поводке, причем жмыхи привязываются не к самой проволоке, а к поводку на четверть выше ее. Сазан, подойдя к жмыхам ("избоине"), начинает их обсасывать, причем проволока, привязанная к концу поводка, начинает бить сазана по голове; чтобы избавиться от этой неприятности, сазан пропускает через рот в жаберные щели проволоку — беспрепятственно съедает "избоину", но зато и сам себя улавливает, так как обратно пропустить через рот загнутую крючком проволоку уже не может и становится жертвой собственной хитрости.
Таким образом промышляют сазана по Уссури и на Амуре русские и китайцы; от последних этот лов и заимствован. Наконец, следует упомянуть еще лов сазана (и других карповых) путем загораживания рек, куда идет для нереста сазан, сплошными забойками, — лов, практикующийся в бассейне р. Уссури и по Амуру на китайской стороне, но несомненно оказавший свое гибельное влияние на уменьшение запасов карповых по всему бассейну. Река обычно перегораживается в нескольких местах, так как, по словам ловцов, рыбы бывает иногда так много, что верхние забойки не выдерживают ее напора и только нижними рыба задерживается в реке. Принцип лова забойками — удержать скатывающуюся осенью с разливов и мест нереста рыбу в определенных местах до наступления холодов и по мере надобности вылавливать ее для продажи. Принцип, быть может, экономически вполне правильный, но несомненно для запасов рыбы весьма гибельный: ведь задерживается от ската в главную реку вся рыба, нерестовавшая и нагуливающаяся на разливах данной реки, а также и вся ее молодь. Рыба задерживается в таком большом количестве, что просто задыхается потом подо льдом, и только малая часть используется рыбаками для продажи. Казаки по реке Уссури говорили мне, что с проходом льда выносится огромное количество этой мертвой рыбы в Уссури, и в течение нескольких дней плывут по реке трупы этой безрассудно погубленной рыбы на радость воронам и чайкам.
Количество улова. Какое количество сазана улавливалось по всей старой России, неизвестно. По официальным данным, с 1909 по 1918 год во всем Каспийско-Волжском районе вылавливалось от 7 610 000 до 18 347 000 штук сазана, или, в среднем, 11 682 000, весом 9 467 930 кг и стоимостью 2 174 тысячи рублей. Кузнецов в сборнике "Произвол, силы России" дает для Каспийско-Волжского района цифру 16 1/2 миллионов штук, но вес этой рыбы — 1 257 680 кг — совсем не соответствует этому количеству. Несоответствие есть и относительно Куринского района.