Образ жизни, пища и промысел усачей

Взрослые усачи предпочитают быструю и достаточно свежую чистую воду. В озерах и стоячих водах никогда не встречаются. Некоторые живут в морях Каспийском и Аральском, откуда поднимаются для нереста в реки. Усачи — весьма сильная и проворная рыба, постоянно находящаяся в движении; иногда они выпрыгивают из воды на значительную высоту. Встречаются то в одиночку, то небольшими стаями, и только во время нереста стаи усачей достигают нескольких сотен.
Самый нерест происходит весной, на быстром течении и на каменистом грунте, к которому прилипает отложенная икра. Икра усача оранжевого цвета, относительно крупная, число икринок невелико: колеблется, в зависимости от величины рыбы, от 7000—9600 штук. Для развития икры температура от 8 до 10 °С составляет оптимум. Молодые рыбки выходят через 10—15 дней, растут быстро и в 4 месяца достигают величины крупного пескаря. После нереста самки некоторое время остаются около икры, а затем уходят на быстрины. К зиме усачи в некоторых местах собираются опять в значительные стаи и залегают на зиму в ямках реки и погружаются в так называемую "зимнюю спячку".
Пища усачей. Ночью усачи проявляют более усиленную деятельность, чем днем, обыскивая свою добычу. Питаются червями, различными растительными и животными остатками. Молодь рыб и раков преследуется ими весьма усердно, и большое количество приплода лосося и форели становятся их жертвами. Обычно усачи держатся на глубоких местах у плотин, мельниц, у устоев мостов, где вода образует водоворота и куда сносится водой нужный для усачей корм. Только во время разливов усачи наблюдаются и на мелких местах, куда их привлекает обилие всякого рода корма.
По качеству белое и плотное мясо усача очень вкусно, но и очень костисто: поэтому, по словам Сабанеева, среди населения не пользуется большой популярностью, и только евреи одни умеют хорошо готовить из него вкусные блюда со всякими пряностями. Аральские и каспийские усачи бывают весьма вкусны; приготовленные из них балыки по своему вкусу хоть и уступают белорыбьим, но являются весьма высокого вкусового достоинства. Икра усачей во многих местах Европы считается ядовитой и не употребляется в пищу. Отравление икрой иногда вызывает явления, происходящие при отравлении белладоной — резко выраженные понос и рвота. Тот же эффект производит и недоваренное мясо усача. Общего учета вылавливаемых в разных местах СССР усачей не имеется.
Промысел усачей производится обычно попутно с другой рыбой в невода и другие орудия лова. Ловят его и на удочку, которую наживляют раком, а также на английскую снасть с катушкой, имеющей запас крепкой лески в несколько десятков сажен.
Будущее для промысла усачей вряд ли какое предстоит в отношении увеличения их лова, но в смысле улучшения приготовления этой рыбы впрок, вероятно, в будущем рыбном промысле определенные шаги будут сделаны,
Амурский усач. Hemibarbus labeo (Pallas)—конь. Водится в бассейне р. Амура и Уссури, достигает размеров до 7,0 см и веса до 3 кг (очень редко; обычно 1—1,5 кг). Удлиненное тело "коня" покрыто средних размеров чешуей 47 — 52 в боковой линии, глоточные зубы в три ряда: 1.3.5—5.3.1 или 1.2.5—5.2.1, на вершине сжатые и вытянутые в небольшой крючок. В D пл. 3-й луч в виде острой гладкой колючки. Усики только при угле рта и их вceгo 1 пара. Нерест в мае. Мальки в конце лета имеют вид пескарей, с которыми вместе и держатся.
Промысла коньков собственно не существует, если не считать лов их подо льдом на крючок наживленной соленой икрой кеты; ловится эта рыба попутно в невода с другой рыбой. Имеет лишь местное значение. Общее количество улова незначительно.