Промысел лососевых (часть 2)

Яруса на лососей, наживленные селедкой и выставленные в верхние слои моря, а не на дно, употребляются местами на Д. В. японцами. Такие же яруса пускаются в дело в Балтийском и Немецком морях уже для лова семги.
Наиболее распространенными орудиями лова лососей являются невода — обычного типа и ставные невода, расположенные для лова таким образом, что их береговой конец доходит почти до берега, а голоменной располагается полукругом на нескольких наплавках; когда лосось зайдет в пространство, занятое неводом, тянут голоменной конец к берегу, — невод спадает постепенно, с колец, прикрепленных к наплавам, укрепленным неподвижно на якорях, — и голоменной конец ее подходит к берегу, преграждая зашедшей рыбе обратный выход, На севере употребляются для лова лососей ставные и плавные сети, в которых лосось объячеивается. Плавные сети бывают одно-двух-и трехстенные. К разряду ловушек, автоматически, без участия человека ловящих лососей, надо отнести очень распространенные на Мурмане кильноты, завески на Белом море, "тайники" в Кольском заливе и ловящих при помощи человека — "заездки" гилецкого и японского типов в лимане Амура и ставной японский невод (ловушка). Принцип устройства этих ловушек один и тот же; преградив ход рыбы при помощи сетяной или из деревянных жердей или брусьев стенки, направить к тому месту, где стоит ловушка и где рыба или сама себя улавливает, или же ловится при содействии человека; в заездки гилецкого типа лососи входят в мешок из сетки, который немедленно же закрывается рыбаком; в заездках японского типа лосось перегоняется ловцами в садок, из которого у яге выйти не может и откуда вычерпывается черпаками в лодки и кунгасы.
К типу автоматических ловушек надо отнести и заборы, заколы и забойки, перегораживающие реки севера обычно от берега до берега и таким образом преграждающие дальнейшее продвижение лососей вверх по реке к местам нереста.
Орудия для лова лососей являются тем более вредными для запасов рыбы, чем большее количество рыбы ими за-раз залавливается, чем больше ими вылавливается половозрелой или близкой к нересту или даже нерестующей рыбы, — рыбы, следовательно, уже малоценной и в питательном и в промышленном отношениях, и чем меньше, наконец, ими пропускается производителей к местам нереста.
Перспективы промысла лососевых. Знакомство с историей промысла лососевых дает нам возможность сделать такое заключение относительно прошлых времен этого промысла: запасы лососей везде поражали наблюдателей своей грандиозностью при начале промысла этих рыб в том или другом бассейне, т. е. пока сам бассейн сохранял в себе черты и характер первобытной реки, к которой еще мало прикасалась разрушающая и созидающая рука человека; но дело резко изменяется, лишь только в том или другом водном бассейне появляется со своими орудиями лова, со своими истребительными замашками пришлое, более культурное, чем туземцы, население: тогда сначала промысел лососей из года в год начинает расти, держится ряд лет на высокой норме и затем начинает более или менее быстро падать. Такова была история промысла и атлантических и тихоокеанских лососей; ведь было время, когда семга была народной пищей (Англия, Германия), и когда прислуга, нанимаясь на службу, оговаривала себе право хоть "два раза в неделю не получать в пищу семги"; было время, когда из Кольского залива, по данным датских хроник, семга вывозилась на трех специально приходящих из-за границы парусных судах, т. е. улов ее здесь был во много раз больший, чем теперь.