Образ жизни тресковых (часть 1)

Все тресковые, за исключением одного налима, принадлежат к типичным морским рыбам, правда, способным переносить сильно опресненные воды и иногда не избегающим даже совсем пресной воды (навага, полярная треска, молодые пертуи, которых нередко приходится находить при устьях речек и ручьев, где соленость бывает ничтожная); наконец, сама треска, способная жить в сильно опресненных и замкнутых водоемах, как оз. Могильное на о. Кильдине и др. места. Таким образом, в отношении. солености тресковые, по-видимому, могут переносить большие колебания; амплитуда этих колебаний заключается в пределах от следов соли до почти атлантической солености (т. е. около 35%). Но это, конечно, не исключает существования для каждого вида тресковых своих оптимумов солености, при которых и развитие их икры и отправление всех их органов происходит наилучшим образом; ведь нельзя упускать из вида того обстоятельства, что всякое изменение в плотности среды, в которой живет рыба, непосредственно же отражается на изменении осмотического давления в ее кровеносной системе, а следовательно, на процессах дыхания и питания.
Если мы обратимся к рассмотрению температурных условий, при которых живут тресковые, то и здесь найдем не только широкие пределы колебаний, но также и вполне определенные оптимумы температуры для каждого вида.
Изучение температуры среды показало на существование самой глубокой и интимной связи с нею всей жизни тресковых и позволяет нам всех тресковых рыб разбить на две группы: первую, к которой принадлежит большая часть тресковых, обнаруживающую ясное стремление к более высоким температурам, и вторую, к которой относятся полярная треска и навага, приспособившие свое существование к суровым полярным условиями жизни в арктических частях Ледовитого океана при температурах значительную часть года ниже нуля. Если представителей первой группы мы можем причислить к рыбам умеренных и умеренно холодных вод, то представители второй группы с полным правом могут быть названы обитателями холодных арктических вод.
Наибольшее значение имеют представители первой группы, а среди них треска, на биологии которой, как наиболее изученной, мы и остановимся несколько, приводя попутно данные по биологии и других тресковых.
Треска, как и все остальные ее собратья, является рыбой стадной, живущей и в молодом и в зрелом возрасте массами, и рыбой, по большей части донной. Впрочем, следует указать, что треска может подниматься и в верхние слои и даже жить здесь в том случае, если температура нижних слоев для нее является слишком низкой. Сайда (Gadus virens), навага и особенно полярная треска являются столько же обитателями верхних, сколько и придонных слоев.
Как и большинство тресковых, треска может совершать продолжительные миграции от мест нереста к местам выкормки. Прекрасные исследования, произведенные в свое время Норвежской научно-пром. экспедицией под начальством д-ра Порта, экспериментально установившей путем пометки массовые передвижения тресковых после нереста к северу, а также исследования нашего маститого ученого проф. Н. М. Книповича в пределах Баренцова моря поставили вне сомнения два весьма существенных вопроса биологии трески: 1) что вся почти масса трески, являющаяся объектом промысла на Мурмане, иностранного происхождения и 2) что к нам она является только для целей питания, а размножаться она опять уходит обратно в норвежские воды. То же, по-видимому, надо сказать и про пикшу, сайду, менька и других тресковых.