Суточный ритм рыб (часть 3)

Что касается миграции личинок севрюги (10-20 мм) в р. Кубани, то отсутствие суточной ритмики, видимо, связано не с условиями ее ориентации, а с активным подъемом от дна, например при так называемых свечках, и с физической невозможностью сопротивляться существующим в реке скоростям течения. Это подтверждается и материалами Р.П. Ходоревской, которая установила, что интенсивность попадания в ловушку личинок осетра и стерляди в дельте Волги, в условиях значительной прозрачности воды, в темное время суток лишь незначительно выше, чем днем (осетр ночью - 141 шт./час, днем - 124 шт./час; стерлядь - соответственно 4,9 и 3,8 шт./час). В то же время мальки осетровых рыб (севрюга, осетр, белуга, стерлядь) имеют заметный суточный ритм ската и значительно интенсивнее скатываются в темное время суток (ночью - 20,5 шт./час, днем - 8,6 шт./час). При этом основное увеличение количества скатывающейся молоди происходит в толще воды за счет ее подъема от дна и прекращения тактильной ориентации, т. е. за счет активных поведенческих реакций.
Таким образом, условия для реализации такой важной адаптации, как покатная миграция в Кубани и Волге, резко различаются только для тех рыб, у которых основным механизмом миграции является потеря зрительной ориентации в потоке. В результате покатная миграция молоди этих рыб из Кубани, которая идет круглосуточно, заканчивается быстрее, чем в Волге.
В настоящее время накапливается все больше литературных данных о наличии суточного ритма пассивной покатной миграции в реке не только у представителей карповых, сельдевых, окуневых, бычковых, сомовых, вьюновых, как это уже было показано выше, но и представителей других семейств: Osmeridae, Catostomidae.
Весьма интересен и порой противоречив материал по суточному ритму покатной миграции молоди лососевых рыб. В Хоар, видимо, был первым, кто на основании лабораторных экспериментов предположил, что пассивные покатные миграции, связанные с уменьшением освещенности ниже пороговых для зрительного восприятия, играют весьма существенную роль в начальном периоде существования молоди лососевых. Однако его гипотеза была подвергнута критике Ниве и Мак Киннон. Необоснованность этой критики уже подробно рассмотрена, и мы не будем на ней останавливаться. В последующих работах по особенностям зрения молоди лососевых убедительно доказана правильность позиции В. Хоар. Огромный материал, накопившийся сейчас по вопросу о суточном ритме ската сеголетков лососевых рыб, свидетельствует о наличии у разных представителей этого семейства (p. Oncorhyncnus, Salmo, Salvelinus, Coregonus) покатной миграции в основном в сумеречно-ночное время суток. В тех случаях, когда скат наблюдается днем, он обычно сопровождается снижением прозрачности воды после дождя. Но в условиях полярного дня, при отсутствии темного периода, сеголетки скатываются закономерно и при достаточно высоких освещенностях (хотя часто и в ночной период суток). Эти дневные миграции обычно совершаются активным или активно-пассивным путем.