Причины и механизмы попадания рыб (часть 1)

С созданием водозаборов в водоемах появились новые течения, на которые рыбы реагируют так же, как и на привычные для них русловые потоки. Поэтому в поведении попадающей молоди рыб мы обнаруживаем многие закономерности, характерные для поведения покатной молоди. Не вызывает сомнения тот факт, что рыбы, как пишет Л.М. Нусенбаум, «попадают в водозаборные сооружения преимущественно закономерно, совершая на определенных этапах своего жизненного цикла передвижения вниз по течению» (покатная миграция). Такая закономерность отражает не только реальные миграции рыб в речных или ослабленных водохранилищных потоках, но и ту потенциальную возможность к такого рода миграциям, которая имеется у рыб, обитающих в прудах и озерах.
Для управления поведением рыб в зоне действия водозаборных сооружений не меньший интерес представляет то, с каким именно типом покатных миграций (пассивным или активным) связано попадание рыб. Каковы непосредственные причины или механизмы попадания рыб? По этому вопросу в настоящее время существуют две точки зрения. Одна принадлежит Л.М. Нусенбауму, который считает, что состояние ската молоди и связанное с последним ее попадание в насосные установки следует рассматривать «как некую рефлекторную реакцию молоди, проявляющуюся на течение воды в определенное время суток». Данная точка зрения предполагает активное попадание молоди рыб в водозаборные сооружения, что было подчеркнуто еще раз Л.М. Нусенбаумом в 1971 г. на симпозиуме по «Биологическим основам управления поведением рыб в связи с применением рыбозащитных и рыбопропускных сооружений». Видимо, появлению такой точки зрения способствовали наблюдения ее автора по покатной миграции семги в условиях полярного дня. Как было показано выше, последняя действительно может быть связана с активным движением рыб вниз по течению (активная покатная миграция). Однако перенесение результатов этих наблюдений на всех рыб и для других условий представляется неоправданным. Как уже упоминалось, активные покатные миграции распространены в основном у лососевых рыб и преимущественно в условиях полярного дня. В тех случаях, когда активные миграции имеют место в условиях нормального чередования дня и ночи, они совершаются обычно в светлое время суток, т. е. как раз в то время, когда наблюдается минимальное попадание молоди рыб.
Другая точка зрения была высказана нами. Она предполагает, что попадание молоди, так же как и их покатные миграции, имеют не активный, а пассивный характер. Такое попадание связано, с одной стороны, с физической невозможностью сопротивляться течению, а с другой - с отсутствием условий для ориентации рыб в потоке, и в первую очередь для зрительной ориентации. В более поздних работах эта мысль была подтверждена достаточно большим материалом. В частности, на молоди воблы и леща было прослежено, что величины освещенностей, при которых у них начинается массовое попадание в насосные установки, соответствует пороговым величинам освещенностей для оптомоторной реакции. Так, например, резкое увеличение количества попадающей молоди воблы длиной 7-12 мм происходило при уменьшении освещенности до 1-0,1 лк; длиной 15-25 мм - до 0,01-0,001 лк; длиной 25-30 мм - до 0,001 лк. Пороговые величины освещенности для оптомоторной реакции у молоди воблы данных размеров также лежат в пределах указанных порядков освещенностей.