Промысел акул и их использование

Промысловое значение акул у нас в СССР невелико. Акулы использовываются лишь ради добывания жира из их печени; любопытно отметить присутствие в печени некоторых акул большого количества углеводов. Мясо лишь в редких случаях идет в пищу, на севере его едят колонисты финляндцы и норвежцы, а также кормят им в течение долгой полярной ночи своих коров; на юге по побережью Черного моря из акул тоже вытапливается жир, но не бросается и мясо, идущее на местный рынок, особенно в периоды недостатка в другой рыбе; в последние же годы из него стали готовить балыки. Не только на Востоке — в Китае, Японии и Корее, — но и в Европе мясо акул считается съедобным, хоть и не считается первоклассного качества и из-за дешевизны употребляется в пищу, беднейшими группами населения. Те кому на севере приходилось пробовать свеже-пойманную акулу отрицают присутствие в ней какого-нибудь неприятного привкуса. По внешнему виду мясо пойманной зимой акулы сильно напоминает мясо белуги, особенно когда акула перерезана на куски и заморожена. Бесспорно, непривычка и предрассудок мешают использовать мясо акул в том широком масштабе для целей питания, в каком это могло бы осуществиться, судя по большому количеству этой рыбы в наших водах.
Помимо печени и мяса, акулы дают еще кожу, употребляющуюся при полировке особенно тонких и изящных предметов, а также и для приготовления легкой обуви, портмоне, саков и др. мелких предметов.
Из плавников акул получается превосходного качества клей.
Учета улова акул у нас нет.
Лов акул. Лов акул у нас на севере производится на крючковую снасть, наживленную обычно несколько попортившимся и слегка поджаренным салом тюленя. К крючку на 2 м или больше прикрепляется поводок из цепочки, так как обычного типа поводки акула весьма легко перерезает своими острыми зубами. Отличающиеся прекрасным обонянием, акулы быстро находят наживку и обычно целиком вместе с крючком ее проглатывают.
На Мурмане лов акул производится обычно уже с наступлением зимы, когда акулы массами держатся вблизи берегов. В это время здесь уже наступает полярная ночь с сопровождающими ее постоянными снежными штормами, и лов акул нередко сопровождается немалым риском, если судно недостаточно надежно.
Обычно промысел ведется с небольших шкун или крытых ботов, имеющих от 4 до 6 человек команды. Отъехав на некоторое расстояние от берега в море, становятся на глубине 100 и более метров на легкий якорь и спускают на дно мешок с испортившимся и сильно пахнущим тюленьим жиром для привлечения акул, а спустя некоторое время — несколько крючков описанного выше устройства, наживленного кусками тюленьего сала. Время от времени из каюты выходит вахтенный и пробует, нет ли добычи, подергивая бечевку уды. Обычно добыча не заставляет себя ждать. Тогда на маленькую лебедку через деревянные, вставленные в борта колесики-блоки начинают выбирать бечевку, и без больших усилий акула скоро вытягивается на поверхность воды, не оказывая сколько-нибудь серьезного сопротивления. Пойманная добыча или прямо на воде вскрывается рыбаками, или же на талях поднимается на палубу судна; из нее выбирается печень, а тело с привязанным обрубком дерева или же с надутым через трубку желудком оставляется плавать на поверхности. Делается последнее для того, чтобы воспрепятствовать трупу акулы погрузиться на дно и сделаться добычей своих сородичей, которые, наевшись, уже не трогают наживки.
Описанным же образом, но только вдали от берегов ловят акул и в летнее время с хороших промысловых шкун. Нередко попадается акула и на яруса, выставленные для ловли трески, палтуса и др. рыбы: съев попавшуюся добычу, акула сама запутывается в снастях, обычно всаживая в себя не один, а несколько соседних крючков. Изредка попадается акула в сети и в тралы. На юге акул ловят на крючковую снасть и нередко в волокуши.