Адаптивное значение покатных миграций рыб (часть 3)

По миграции молоди из ильменей и полоев в реку нам удалось найти следующие указания в литературе. Поданным А.И. Александрова и Н.Л. Чугунова, существует два этапа в скате молоди из ильменно-полойной системы: первый - вымывание из полоев в период их общей проточности, второй - скат молоди в период спада половодья. В.С. Танасийчук на примере леща, сазана и воблы пришла к выводу о наличии в этом случае трех типов ската: 1) пассивный вынос; 2) активная миграция в реку против течения в период, подъема воды; 3) скат при спаде полых вод. Для воблы автор считает основным второй тип ската, а для леща - третий. В более поздней работе В.С. Танасийчук было высказано мнение, что первый тип ската у полупроходных рыб отсутствует. И.И. Кузнецова, критически разобрав выводы предыдущих авторов и анализируя собственные данные по молоди воблы, говорит о том, что нет трех типов ската молоди с полон, а есть активное движение молоди против течения на всех этапах развития. При этом автор указывает на разную степень реофильности молоди воблы в зависимости от этапа развития.
Н.Н. Дислер отмечает, что миграция молоди тарани происходит в конце шестого - начале седьмого этапа развития, при длине 22-27 мм, против слабых токов воды. В.В. Васнецов и др. пришли к выводу, что молодь на этапах развития А-С2 выносится с полоев в реку пассивно. Активный скат начинается лишь при переходе на этап G (1-й мальковый этап). Если молодь задерживается в рыбхозе на этапе G, то она утрачивает инстинкт ската, после ее выпуска из рыбхоза остается в районе выпуска и длительное время не скатывается. На подобное явление указывали также В.С. Танасийчук, М.А. Летичевский и Е.В. Потехина, Н.О. Ланге, говоря о скате кубанской и донской тарани, а также воблы, указывает, что он происходит обычно на этапе G и обычно против течения воды. Молодь на более ранних этапах (Е и F) не выходит из полон.
Что касается суточного ритма миграции из ильменно-полойной системы в реку, то Н.Л. Чугунов и И.И. Кузнецова указывают, что она происходит в основном в дневное время суток. По Н.Л. Чугунову, 97% молоди мигрирует днем. Как указывает И.И. Кузнецова, молодь при этом идет против течения. В отличие от этих данных в работе М.А. Летичевского есть указание на то, что при спуске рыбхоза максимум ската наступает в вечерне-ночные часы (20-23 часа).
Рассматривая особенности миграций молоди в. самой реке, большинство авторов останавливаются на ее распределении по горизонтали и на суточных изменениях в характере ската.