Вирус инфекционного некроза гемопоэтической ткани (часть 2)

Представляется обоснованным полагать, что эмержентные болезни, привлекшие в последнее десятилетие внимание медицинских и ветеринарных работников, в первую очередь, связаны с хозяйственной и социальной деятельностью человека, а не с особенностями возбудителя.
В долговременной многовековой перспективе эволюция болезней смещается в направлении от эпизоотии к эндемии и далее к спорадиям за счет взаимной адаптации популяции паразита и хозяйской популяции, а сам паразитический организм, как правило, эволюционирует от паразита к комменсалу. С экологической точки зрения гибель хозяйского организма мало способствует поддержанию существования паразитического организма, поэтому естественный отбор имеет направленность смягчать вирулентность патогена. Эта концепция не претерпела изменений за прошедшие десятилетия и остается господствующей до настоящего времени. Вирус инфекционного некроза гемопоэтической ткани не является исключением. В настоящее время этот патоген является эндемичным по всему северо-западному побережью Северной Америки, заболевание также регистрируется в других страна. Рассмотрим историю распространения вируса по территории Северной Америки и его заноса в Азиатские и Европейские страны.
Первоначально, в 50-х гг. XX века IHNV стал причиной большого отхода нерки (О. nerkа) на рыбоводных заводах в штатах Вашингтон и Орегон. Затем вирус распространили из этих штатов по всей территории Северной Америки за счет кормления молоди внутренностями рыб, перевозок для искусственного воспроизводства инфицированной икры, а так же диких половозрелых особей, зараженных вирусом. В 70-х годах число эпизоотий IHN возросло, и болезнь распространилась на популяции радужной форели, микижи (анадромный Parasalmo mykiss), чавычи и нерки-кокани (жилая форма О. nerka). К 1982 г. IHNV был обнаружен у лосося Кларка (Salmo clarki) в бассейне реки Колумбия. Первое сообщение об эпизоотии IHN в естественных условиях у личинок атлантического лосося (Salmo salar) было в 1984 г. в штате Вашингтон. В настоящее время IHNV считается эндемичным по всему северо-западному побережью Тихого океана.
В Японию IHNV был занесен в 1968 г. с икрой, импортированной с Аляски, и ежегодные вспышки IHN стали происходить практически во всех областях, где выращивали лососевых рыб. В 1985 г. IHNV был занесен в северо-восточный Китай за счет импорта инфицированной икры из Японии. Причиной первого выделения IHNV в Италии в 1987 г. также стал импорт икры от инфицированной радужной форели. Другие страны, в которых был идентифицирован IHNV — это Тайвань, Франция, Бельгия и Корея.