Азот (часть 2)

Реакция сопровождается выделением свободного кислорода, но его так мало по сравнению с кислородом, выделяющимся в процессе фотосинтеза, что им, по-видимому, можно пренебречь.
После аммиака наименее желательная форма азота в аквакультуре нитритная. В природных водах она встречается редко, поскольку там всегда имеется достаточное количество Nitrobacter, чтобы окислить нитриты до нитратов по мере их образования, но в системах культивирования, особенно в замкнутых циркуляционных, впервые заполненных водой, могут создаваться высокие концентрации нитритов. Хотя нитриты и являются промежуточными продуктами, концентрация их может быть высокой, если бактерии не успели заселить биофильтр или если их недостаточно для превращения токсичных нитритов в нитраты по мере их образования. Nitrosomonas часто заселяют фильтр значительно быстрее, чем Nitrobacter, поэтому путем анализа проб воды трудно определить накопление нитратов или аммиака. Многим рыбоводам не удается определить нитриты (даже и колориметрическим анализом), и они полагают, что если аммиак и нитраты в норме, то и нитриты находятся в допустимых пределах. Со временем Nitrobacter заселяют фильтр и размножаются настолько, что способны удалять нитриты из системы, но на это может потребоваться несколько дней или даже недель, а к этому времени высокотоксичные нитриты могут вызвать гибель всех культивируемых организмов.
Лиз (Lees, 1952), сообщал, что, поскольку рост Nitrobacter в присутствии аммиака подавляется, нитриты могут накапливаться в биофильтрах до тех пор, пока концентрация аммиака не окажется значительно сниженной. Как только биофильтр начинает эффективно действовать, нитриты перестают накапливаться, если в систему не попадет какое-нибудь химическое вещество и не уничтожит популяцию Nitrobacter. Это может произойти, например, во время лечебных мероприятий. В открытых системах или прудах высокие концентрации нитритов не встречаются.
Коникофф (Konikoff, 1975) изучал острую токсичность нитритов для канальных сомиков и обнаружил, что для рыб массой 40 г при температуре 21 °С 24, 48, 72 и 96-часовые TLM (медианный предел толерантности: концентрация, при которой наблюдается 50%-ная смертность в течение указанного времени) составляли 33,8; 28,8; 17,3 и 24,8 мг/л соответственно. Эти уровни исключительно высоки по сравнению с теми, которые обычно наблюдаются в системах аквакультуры, за исключением экстраординарных условий, описанных выше. Хроническая экспозиция при концентрациях, значительно меньших указанных выше остротоксичных, может, разумеется, вызывать гибель, поэтому, значения, полученные Коникоффом (1975), не следует использовать для установления безопасных концентраций нитритов для канального сомика. В большинстве систем аквакультуры содержание нитритов ниже предела чувствительности почти всех тестов, за исключением самых точных (даже приближенным анализом можно установить присутствие нитритов в концентрации менее 1 мг/л).
Если подозревается отравление рыбы нитритами, необходимо пожертвовать одной особью и взять у нее кровь на анализ. Гемоглобин реагирует с нитритами с образованием метгемоглобина, который придает крови шоколадно-коричневый цвет. Канальный сомик в присутствии летальных концентраций нитритов погибал с открытым ртом и закрытыми жаберными крышками. Отравленные рыбы теряют подвижность и ложатся на дно, но могут начать беспорядочно плавать за минуту до гибели.
Рыбы экскретируют большую часть азотсодержащих веществ в виде аммония (NH+) через жабры (Hochachaka, 1969). На долю ионов аммония приходится 60—90% - общего экскретируемого азота (Smith, 1929; Wood, 1958; Fromm, 1963). Другие формы азотсодержащих продуктов обмена в большинстве случаев можно не учитывать. Длительное пребывание водных животных в среде с повышенным содержанием аммиака может привести к замедлению роста, понижению выносливости (Burrows, 1964) или гибели.