Устройства для сортирования форели и транспортирование икры и рыбы

При выращивании форели необходимо периодически проводить ее сортирование, начиная с того момента, когда форель достигает массы 0,6-0,8 г. Эта операция является одним из наиболее трудоемких процессов в форелеводстве. Существуют различные установки, устройства, приспособления для сортирования рыбы, которые, как правило, представляют собой механические устройства, состоящие из определенного числа наклонных плоскостей в виде вращающихся роликов или плоскостей с изменяющимися расстояниями между ними. Направляющие заслонки, смонтированные под этими плоскостями, распределяют рыбу в различные емкости, расположенные под установкой.
Имеются два типа сортировальных ящиков (рис. 25). Сортировальный ящик первого типа имеет цельные сменные решетки с размером ячеи от 5 до 30 мм, которые устанавливаются в специальные щели на его дне. Размер ящика — 0,7х0,6 м. При использовании сортировального ящика такого типа необходимы два бассейна размером 2х0,8х0,7 м для накопления отсортированной рыбы. Сортировальный ящик устанавливается в одном из бассейнов в его торцевой части. Рыба поступает в сортировальный ящик, который несколько раз поднимается и опускается вверх и вниз. За это время рыба меньших размеров проваливается через решетку, а более крупная — остается в сортировальном ящике, а затем из него попадает в находящийся рядом бассейн.

Устройства для сортирования форели и транспортирование икры и рыбы

Сортировальный ящик второго типа имеет длину 40, ширину 30 и высоту 20 см. В нижней его части на болтах прикреплены съемные гребенки, в пазы которых вставляются металлические (алюминиевые) трубки. Диаметр применяемых трубок 0,5—1,5 см. Расстояние между трубками регулируется в соответствии с размером рыбы с помощью гребенок. Рыба помещается в ящик, находящийся в воде, затем ящик несколько раз поднимается из воды и снова опускается, и происходит разделение рыбы на две размерные группы. Сортировальный ящик следует изготавливать из легких и коррозиестойких материалов.
Транспортирование икры и рыбы. Транспортирование икры осуществляют с помощью специальных изотермических ящиков-контейнеров, изготовленных из пенопласта или другого нетеплопроводного материала. Икру перевозят во влажной атмосфере на рамках в марлевых салфетках. Для перевозки мальков форели массой до 1 г применяют контейнер Н-19-ИКБ. Благодаря кислородному баллону, которым снабжен контейнер, длительность перевозки может составлять 30 ч. Для транспортирования молоди, товарной рыбы и производителей форели используется автоцистерна АЦПТ-2,8/53-12. В ней предусмотрено обогащение воды кислородом и освобождение ее от диоксида углерода и хлора путем продувания через воду воздуха. При аэрации воды воздухом или кислородом используют диспергаторы, (распылители) кислорода, которые вырабатывают мельчайшие пузырьки, что значительно повышает коэффициент растворения кислорода в воде. Для перевозки взрослой форели и молоди используются специальные живорыбные вагоны.
Помимо перечисленных выше приборов, машин и оборудования, в современном форелеводстве используют массу различных технических средств, аппаратов и приспособлений. Это, например, аппараты, предназначенные для очистки всего дна бассейнов от песка, ила, грязи, фекалий путем отсасывания; установки для кормления рыбы, которые состоят из контейнера для хранения и охлаждения корма и дозатора, делящего корм на порции от 1 до 260 г; коллекторы, где корм очищается от пылевидных примесей; электронные системы, осуществляющие контроль за всеми процессами, связанными с кормлением; гидрожелоба для перевода молоди из одного бассейна в другой.
В современных форелевых хозяйствах применяют также передвижные комплексы для облова, взвешивания и погрузки молоди и товарной рыбы, передвижные сортировальные машины, конвейеры, подъемники, аэраторы. При помощи рыбонасосов производят вылов рыбы из рыбоуловителей, отделение ее от воды, взвешивание и погрузку на транспорт.
В заключение необходимо отметить, что без применения механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов в форелеводстве и особенно без применения гидротранспорта невозможно существенно повысить уровень производства рыбы (до 20—30 т на одного работающего).