Шип Acipenser nudiventris

От других осетров отличается тем, что нижняя губа у него не прервана. Проходная рыба, населяющая бассейны Аральского, Каспийского и Черного морей. Достигает размеров в 2 м и больше. Растет шип в бассейне Каспийского моря быстрее, чем в бассейне Аральского.

Шип Acipenser nudiventris

Ход шипа в реки происходит в различное время. В Куру входит шип дважды: осенью (максимум хода в октябре) и весной (максимум хода в марте). Здесь шип представлен как яровой, так и озимой расами. В реки, впадающие в Аральское море, шип входит во второй половине лета, во время максимума паводка в реке. Здесь он представлен только озимой расой.
Шип Acipenser nudiventris

В различные реки Каспия шип входит далеко не в одинаковом количестве. Наиболее обилен он в южной части Каспия, много шипа входит в Урал, а в Волгу заходят лишь единичные особи. В реки бассейна Арала шип входит с незрелой икрой. Его нерестилища здесь располагаются, главным образом, высоко вверх по течению. В Сыр-Дарье - в районе Чиназа.
Зимой в реке озимая форма шипа залегает обычно на ямы и проводит зиму в малоподвижном состоянии. Только в южной части бассейна Аму-Дарьи в районе Термеза и выше шип на зиму плотно не залегает. Перезимовав в реке, шип поднимается обычно еще несколько вверх по течению и нерестится в конце марта, в апреле и в мае при температуре 10-15° на галечниковом грунте. Плодовитость шипа колеблется от 200000 икринок до 1000000. Икринки на устье Сыр-Дарьи имеют у шипа 1,5-1,75 мм в диаметре, а на нерестилищах в среднем около 3 мм. Половозрелым шип становится впервые в возрасте 12-14 лет; как и у других осетровых, самцы шипа созревают раньше самок. В уловах в Аральском море попадаются рыбы от 7 до 30 лет. Основную массу составляют рыбы в возрасте от 12 до 21 года. Молодь шипа не вся скатывается сейчас же после выхода из икры в море. Некоторые особи живут в реке более года. После ската в море молодь обычно держится перед устьями рек, по мере роста отходя все дальше и дальше в море.
Шип Acipenser nudiventris

Нерест у шипа происходит не каждый год, а обычно раз в два - три года. Отнерестившиеся худые шипы скатываются обратно в море и здесь нагуливаются. В море шип интенсивно питается. В Аральском море в пище шипа основную роль играют моллюски. (Так, вдали от берегов в его пище Adacna и Dreissena составляют 98%, Teodoxus 1%, Hydrotia 1%). В прибрежной зоне Арала у шипа состав пищи более разнообразен, хотя здесь 88% составляют опять двустворчатые моллюски, но к ним примешиваются личинки ручейников - 14% и другие беспозвоночные - 2%. В реке шип питается значительно менее интенсивно. Здесь пищей его, главным образом, служат личинки стрекоз. Зимой в Аральском море шип прекращает питание и залегает на ямы. Такие зимовальные ямы известны, в частности, по северному побережью Арала.
Как объект промысла шип имеет меньшее значение, чем другие осетровые наших южных бассейнов. Наибольшее значение промысел имел в Аральском море. Однако здесь после эпизоотии, имевшей место в 1936-1937 гг. и вызванной сосальщиком Nitzschia sturionis, запасы его оказались сильно подорванными. В 1933 и 1934 гг. шип успешно акклиматизирован в бассейне озера Балхаш. В Аральском море за последние перед эпизоотией годы, уловы шипа составляли около 3500 ц. В других морях уловы его меньше.