Перспективы промысла сельдевых

В отношении р. Clupea есть все основания ожидать расширения промысла этой рыбы как у нас на Севере, так и на Д. Востоке. В настоящее время лов сельди, — и далеко не интенсивный, — существует в Белом море, на Мурмане, где он все еще носит случайный характер, и совершенно не изучены еще запасы сельди в Чешской губе. Все это, несомненно, говорит за то, что промысел сельди во всех этих местах может дать количества рыбы, конечно, в несколько раз превышающие теперешние уловы. Что касается сельди на Д.В., то колоссальные запасы этой рыбы там, перед которыми ничтожными кажутся запасы ее на европейском севере, почти совершенно не используются, а если и используются местами, то весьма нерационально, ибо прекрасный, богатый белками и жиром пищевой материал идет, главным образом, не для пищи людей, а для приготовления тука на удобрение японских полей. Несомненно, на Д.В. имеются все данные для развития большого сельдевого промысла. Развитие промысла сельди как на севере, так и на Д. Востоке стоит в непосредственной связи с развитием промысла в открытом море. Изучение биологии морских вод, само собой разумеется, должно предшествовать или, вернее, сопутствовать развитию промысла, ибо без знания того, где, когда и в каком количестве сельдь держится и какого она качества, вряд ли можно будет говорить сколько-нибудь серьезно о промысле ее вдали от берегов.
На значительное развитие сельди в Балтийском море, интенсивность лова которой здесь была велика, вряд ли можно рассчитывать. Вряд ли также сильно разовьется и промысел каспийско-волжских сельдей, удары которых уже и теперь, невидимому, стоят на грани возможного и если могут быть несколько увеличены, то, пожалуй, лишь за счет чисто морских представителей.
Широкие перспективы стоят перед сельдяным промыслом и в отношении улучшения способов консервирования и улучшения качества приготовляемых из этой рыбы продуктов. Мы уже упоминали выше об опытах К.А. Киселевича, которым, быть может, придется сыграть большую роль в судьбах технологии рыбных продуктов. В настоящее время, помимо Астраханской ихтиологической лаборатории, где работает К.А. Киселевич, большое внимание вопросам рационализации засола уделяют Институт рыбного хозяйства в Москве и Керчинская ихтиологическая лаборатория.
Если действительно удастся выделить чистые культуры бактерий из сельдевых тузлуков различных русских и заграничных засолов, поставить серию опытов посола и созревания сельди при участии каждой определенной культуры и в комбинации друг с другом, то, быть может, дело засола станет на вполне научную почву, когда возможно будет по желанию влиять на качество продукта, придавая ему тот или другой характер, пользуясь одной и той же рыбой, но применяя различные культуры микроорганизмов.
Поднятие качества наших рыбных продуктов поднимет их ценность, и уже невыгодным будет использовать сотни тысяч пудов сырья на приготовление сравнительно дешевого продукта — тука; увеличится спрос на нашу рыбу на внутренних рынках и создастся здоровая конкуренция с заграничными рыбными продуктами, как мы видели выше, ввозимыми к нам в весьма большом количестве, но далеко не весьма хорошего качества.
К перспективам сельдяного промысла на Дальнем Востоке следует отнести развитие в наших водах промысла "иваси" — японской сардинки (Sardinella melanosticta Sclilegel), рыбы прекрасных вкусовых качеств и даже при неумелом и грубом засоле, какой к ней применяется у нас, дающей высокого качества рыбный продукт. Приготовление этой рыбы в жестяночных консервах, как сардины, в масле, несомненно создаст весьма серьезную конкуренцию настоящим заграничным сардинам во вкусовом отношении.