Механизмы тралового лова рыбы (часть 1)

Траловый лов ведется с промысловых судов, называемых рыболовными траулерами.
Существуют самые различные группы рыболовных траулеров, отличающихся размерами, типом промыслового устройства и энергетической установки, технологическим оборудованием и рядом других признаков.
В зависимости от размеров траулеры подразделяются на большие, средние, малые рыболовные траулеры и траловые боты.
Большие рыболовные траулеры предназначены, как правило, только для одного вида лова - тралового. Средним и малым траулерам помимо основного вида лова (тралового) присущ ряд сопутствующих видов лова (в первую очередь кошельковый и дрифтерный). На малых судах тралового лова в качестве дополнительных орудий лова применяют также ярус, снюрревод, бортовую ловушку и др.
В зависимости от степени переработки улова траулеры подразделяются на свежьевые, посольно-свежьевые, морозильные, консервно-морозильные, морозильно-мучные и некоторые другие типы.
Большие и средние рыболовные траулеры имеют неограниченный район плавания и используются в океаническом и морском рыболовстве.
Основными видами больших рыболовных траулеров в отечественном рыболовном флоте в настоящее время являются БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) и РТМ (рыболовный траулер морозильный) различных типов, имеющие водоизмещение 2600-10000 т и мощность главного двигателя 950-5100 кВт. Средние рыболовные траулеры имеют водоизмещение 400-2000 т и мощность главного двигателя 290-1100 кВт.
В прибрежном морском промысле и рыболовстве на внутренних водоемах (крупных озерах и водохранилищах) используются малые рыболовные траулеры и траловые боты. Это небольшие суда водоизмещением 50-300 тис двигателем мощностью 66-220 кВт. Наиболее распространенными малыми судами для тралового лова являются МРТК типа «Балтика», рыболовный траловый бот пр. 697 ТБ, МРТР типа «Карелия», МРТР типа «Паланга», рефрижераторный траловый бот типа «Селга», траловый бот пр. 716 Бу.
На траловом лове также используются различные типы рыболовных сейнеров и рыболовных ботов.
Для осуществления всех необходимых операций при работе с тралом траулеры снабжают промысловым устройством. Оно должно обеспечивать спуск (постановку) трала, крепление трала к судну и маневрирование им во время траления, выборку трала, освобождение его от улова, подготовку трала к очередной постановке.
Расположение промыслового устройства на судне и последовательность взаимодействия его элементов в процессе работы называются промысловой схемой.
Для тралового лова применимы самые различные промысловые схемы. Элементы конструкций и механизмов промысловых устройств, выполненных по различным схемам, могут быть одинаковыми или различаться.