Механизмы тралового лова рыбы (часть 2)

На современных траловых судах применяются две принципиально отличные одна от другой промысловые схемы: бортовая и кормовая.
У судов бортового траления надстройка отнесена к корме, а от нее в нос располагается рабочая палуба. Постановку и выборку трала на этих судах осуществляют с борта.
По бортовой промысловой схеме оборудованы рыболовные траулеры РТ, средние рыболовные траулеры СРТ-300, СРТ-400, СРТР, СРТМ, малые рыболовные траулеры МРТР, траловые боты, сейнеры.
Несмотря на то, что бортовое траление нашло широкое применение на отечественных и зарубежных траулерах, оно не может считаться совершенным из-за следующих, присущих ему недостатков: накладывает ограничения на высоту надводного борта, что снижает промысловые возможности при штормовой погоде; при спуске и подъеме трала судно должно описывать циркуляции и становиться лагом к воде, что увеличивает затраты времени и делает опасной работу в свежую погоду; происходит повышенный износ ваеров из-за сложной их проводки со значительным числом изломов; несимметричное расположение ваеров относительно диаметральной плоскости не позволяет буксировать при нулевом положении руля, что приводит к потере мощности главного двигателя.
Перечисленных недостатков лишена промысловая схема кормового траления. У работающих по такой схеме судов надстройка отнесена ближе к носу, а промысловая палуба простирается от надстройки до кормы, где она плавно переходит в наклонный слип с криволинейной поверхностью, предназначенный для спуска и подъема трала. Кормовая схема применяется на всех крупных траулерах: БМРТ, РТМ, промыслово-производственных рефрижераторах (ППР), средних рыболовных траулерах морозильных (СРТМ-К), малых рыболовных траулерах типа «Балтика», малых пресервно-свежьевых рефрижераторных траулерах типа «Паланга», траловых ботах пр. 716 Бу и др.
Траулеры со схемой кормового траления по сравнению с бортовыми траулерами имеют следующие преимущества: спуск и подъем трала производится на ходу судна, при этом отпадает необходимость в сложных маневрах при Спуске и подъеме трала; промысловый режим работы судна менее подвержен влиянию метеорологических условий; упростилась система проводки ваеров, уменьшилось количество роликов и блоков, а следовательно, снизился и износ ваеров; буксировка трала производится при положении руля в диаметральной плоскости.
Известно много вариантов промысловых устройств и схем кормовых траулеров. Однако в основных своих элементах они близки между собой.
Спускают и поднимают трал через слип, травят и выбирают кабели и ваера с барабанов лебедок, выливку рыбы производят с помощью грузовых устройств.
Промысловые схемы отличаются главным образом особенностями выполнения операций перехода от выборки ваеров к выборке кабелей, использованием много- или однооперационных лебедок, применением одно- или двухтраловой схемы, размещением промысловых машин и оборудования на судне.