Траловые лебедки для лова рыбы (часть 1)

Основным механизмом промыслового устройства любого траулера является траловая лебедка. Она обеспечивает механизацию операций по спуску и подъему трала, а также выполнение различных вспомогательных и грузовых операций при работе с тралом.
Траловая лебедка может быть выполнена в виде одного агрегата (многооперационная) или в виде нескольких агрегатов - ваерных и вытяжных лебедок (однооперационные).
По роду привода траловые лебедки подразделяются на электрические, гидравлические и с механическим приводом от двигателя внутреннего сгорания. Последние применяются на малых рыболовных траулерах и рыболовных ботах. Такие лебедки позволяют использовать мощность главного двигателя для промысловых операций, а следовательно, не ставить вспомогательный дизель-генератор.
Мощность привода траловых лебедок в зависимости от типа траулеров равна 20-250 кВт.
Главным рабочим элементом траловой лебедки является ваерный барабан, который имеет следующие основные параметры: суммарное тяговое усилие на среднем слое, скорость выборки ваеров, соответствующую этому усилию, канатовместимость каждого ваерного барабана.
Многооперационная траловая лебедка имеет два ваерных барабана и одну или несколько пар вспомогательных барабанов (турачкового типа и навивных).
Ваерные барабаны свободно насажены на грузовой вал и соединяются с ним с помощью муфт включения. Это позволяет ваерным барабанам вращаться вместе с валами (при выборке ваеров) и свободно вращаться на валах (при травлении ваеров). Канатовместимость каждого из барабанов должна быть достаточной для укладки двойной длины ваеров (для промера ваеров). Ваерные барабаны снабжаются тормозами, обеспечивающими их притормаживание при травлении ваеров и удержание в стопорном положении в процессе траления; устройством для автоматического растормаживания в процессе траления при увеличении нагрузок на ваера выше допустимых при задевах; канатоукладчиками, синхронно работающими с барабанами. У некоторых типов лебедок торможение при травлении ваеров осуществляется электродвигателем. В этом случае ленточные тормоза используются только при включении и выключении ваерных барабанов и при промере ваеров.
Турачки насаживаются на концы валов ваерных барабанов, а также на вспомогательные валы. У некоторых типов лебедок вместо второй пары турачек используются вытяжные барабаны. Канатовместимость этих барабанов обычно мала и обеспечивает укладку коротких вытяжных концов (50 м). Вытяжные барабаны оборудуются муфтами включения, тормозными устройствами и иногда канатоукладчиками.
Многооперационными траловыми лебедками оборудованы траулеры бортового траления и некоторые типы кормовых траулеров (БМРТ типов «Маяковский», «Лесков», БМРТ польской постройки, ППР, РТМ «Тропик» и др.). Для примера рассмотрим многооперационную траловую лебедку с электрическим приводом СРТр типа «Океан» (рис. 139).

Траловые лебедки для лова рыбы (часть 1)

Основанием лебедки служит сварная рама 5. К ней болтами прикреплены редуктор 6 и сварные стойки 1 и 9. Вал электродвигателя 29 соединен с промежуточным валом 27 упругой муфтой 28, корпус которой служит барабаном электромагнитного колодочного тормоза. Вращение от промежуточного вала передается редуктору 26 лебедки. Маховички 20 через конические пары и валик 8 связаны с командоконтроллером управления лебедки, который установлен в надстройке. Средняя часть ваерного вала лежит в подшипниках корпуса редуктора, а его боковые части - в подшипниках сварных стоек. Ваерные барабаны 15, свободно насаженные на вал, соединяются с ним кулачковыми муфтами 16, включаемыми и выключаемыми рычагами 2. На концах вала 18 расположены турачки 17. С ваерными барабанами соединен вы тормозные барабаны 24, для зажима которых имеются ручные маховички 23. Средняя часть вспомогательного вала 4, как и главного, лежит в подшипниках редуктора и включается с помощью кулачковой муфты, приводимой от рычага 7. На концы вала насажены турачки 19. Валы турачек соединяются с редуктором муфтами 25 и 22 и опираются на стойки 21. Вал 4 опирается на. подшипник скольжения, приваренного кронштейна стойки 1. Ходовые винты 14 с картеками 3 средними концами опираются на подшипники 13 кронштейна корпуса редуктора.