Механизация протягивания линя подо льдом (часть 2)

Средняя скорость движения прогона при расстоянии между лунками 30 м составляет 0,17 м/с. Рабочее усилие для продвижения прогона вперед 50-70 Н. Масса прогона 7,5 кг. Длина 1500 мм, ширина одного бруса 200 мм, толщина 60 мм, в том числе еловой доски 20 мм.
Прогоны с пружинным приводом (шагающие) и другие конструкции механических прогонов имеют тот недостаток, что в качестве опорной базы при движении они используют нижнюю поверхность льда. Между тем она не всегда бывает гладкой. Обычно на ней имеются торосы, которые затрудняют или препятствуют движению прогона. Вот почему один и тот же прогон в одних условиях работает нормально, а в других нет. Этим объясняется также то, что у многих механизированных прогонов предусмотрены конструктивные узлы для их возврата в майну.
Разработанный НПО промрыболовства электромеханический прогон «Сектор» обеспечивает проводку линя при торосистости льда до 0,5 м (заглубления от среднего уровня нижней кромки льда). При этом дальность действия прогона составляет 75 м при средней скорости движения подо льдом 1 м/с. Эксплуатация электромеханического прогона производится при толщине льда до 2 м.
Указанные характеристики электромеханического прогона значительно лучше, чем у механических прогонов, что обеспечивает более высокий уровень механизации операций проводки линя подо льдом.
Электромеханический прогон «Сектор» состоит из торпеды 2, заглубителя 4, кабеля связи 6, бензоэлектрического агрегата АБ-0,5П/30 7, пульта управления 1, якоря-кошки 8, вьюшки 3, саней 5, страховочной уздечки 11 (рис. 126).

Механизация протягивания линя подо льдом (часть 2)

Принцип работы ЭМП «Сектор» заключается в следующем. Во льду пробивают входную и выходную лунки диаметром не менее 0,25 м на расстоянии не более 75 м друг от друга. Переключатель пульта управления устанавливают в нейтральное положение.
При помощи заглубителя торпеду опускают во входную лунку 9 и посредством прицельной планки ориентируют на выходную лунку 10 с отклонением около 10°. Переключатель пульта устанавливают в положение «торпеда», и торпеда начинает движение в заданном направлении, буксируя за собой кабель связи, по которому подается питание от бензоэлектрического агрегата, размещенного на санях. Когда длина вытравленного кабеля связи составит 85 м, переключатель пульта устанавливают в положение «поворот», происходит отдача кольца с поводцами из замка. Затем переключатель вновь устанавливается в положение «торпеда». Торпеда разворачивается на 90° к исходному курсу и начинает движение по окружности.
Проходя под выходной лункой, кабель связи зацепляется за трос якоря-кошки, заранее опущенного в лунку на глубину 3-4 м. С пульта управления отключают торпеду прогона и поднимают ее на лед через выходную лунку с помощью якоря и кабеля связи, к которому у входной лунки присоединяется линь для постановки орудия лова. Выбирая кабель связи, протаскивают линь между лунками.
Операция по проводке линя повторяется в зависимости от размеров орудия лова. Для удобства транспортировки все оборудование размещается на санях, на которых для хранения кабеля связи предусмотрена вьюшка.
Торпеда представляет собой герметичный снаряд обтекаемой формы, приводимый в движение гребным винтом, работающим в насадке. В качестве привода использован электродвигатель постоянного тока. В хвостовой части торпеды находится устройство для подключения и отключения уздечки, выполненное в виде прорези, замыкаемой штоком селеноида. Герметичность торпеды обеспечивается уплотнительными резиновыми кольцами круглого сечения, установленными в разъемах корпуса, в соединении селеноида с корпусом торпеды, на штоке селеноида, а также установкой на гребном валу уплотнительных манжет.