Механизмы лова рыбы донными неводами

Лов донными неводами осуществляется различными судами, начиная с самых мелких. Однако чаще для этих целей используют рыболовные боты и сейнеры с главным двигателем мощностью от 50 до 250 кВт.
Архитектура и общая компоновка этих судов подчинены основному способу лова. Лов же донными неводами производится с помощью имеющихся на этих судах промысловых механизмов и оборудования по наиболее целесообразным для конкретных судов схемам.
В настоящее время на судах используются следующие промысловые схемы лова донными неводами: замет невода с кормы, выборка урезов с борта; замет невода и выборка урезов с кормы; замет невода и выборка урезов с борта.
Схемы промысловых устройств представлены на рис. 138.

Механизмы лова рыбы донными неводами

Суда для лова донными неводами имеют рабочую площадку, лебедку для выборки урезов, грузовые стрелы и направляющие устройства.
Рабочая площадка (поворотная сейнерная или кормовой участок промысловой палубы) используется для подготовки невода к замету.
Невод набирают на площадку от носа в корму, начиная с бежного крыла, и затем последовательно укладывают мотню и пятное крыло.
Перед заметом пятной урез крепят к уздечке пятного крыла невода, к другому его концу прикрепляют буй. Свободный конец бежного уреза навивают на барабан лебедки, а если лебедка турачковая, то его прикрепляют к рыму у фальшборта в передней части рабочей площадки и оставляют там до конца лова. В таком виде невод приготовлен к замету. Выборку урезов невода производят с помощью лебедок. На ряде сейнеров и рыболовных ботов урезы выбирают сейнерными лебедками с тяговым усилием 15-20 кН и скоростью выборки до 1-1,17 м/с. На других сейнерах и малых рыболовных траулерах для этого служат тралово-сейнерные и траловые лебедки с тяговым усилием от 12 до 40 кН.
Усилия и скорости тяги урезов выбирают в каждом конкретном случае в зависимости от размеров донного невода, тягового усилия лебедки и принятой схемы обработки невода.
При использовании сейнерных лебедок появляется трудоемкая операция койлания урезов, которые сходят с турачек лебедок.
В соответствии с архитектурой судна и расположением промысловой лебедки урезы выбирают с кормы или любого борта независимо от того, в какую сторону повернулось судно при замете.
Для проводки и изменения направления урезов применяют различной конструкции мальгогеры, направляющие блоки и ролики.
Выборку крыльев и мотни невода с кутком, а также выловку улова производят с помощью грузовых стрел и, как правило, с борта судна независимо с места выборки урезов.
Грузовые стрелы для обеспечения возможности выполнения перехватов при подъеме невода снабжают вторым грузовым блоком, который крепят несколько ниже основного носового блока на особом бугеле. Бугель поддерживается дополнительным топенантом.
После подъема уздечек крыльев невода гаком грузового шкентеля производят остропку жгута обоих крыльев мягким стропом у фальшборта и подъем вторым шкентелем. При этом первый шкентель стравливают. Затем стропят крылья и выбирают их первым шкентелем. Эти попеременные операции продолжаются до тех пор, пока крылья и мотня невода не окажутся поднятыми на палубу. После подъема кутка улов выливают в отведенное для этих целей место.
Длинные крылья невода можно выбирать любым сетеподъемным механизмом, имеющимся на судне, например силовым блоком. Однако подъем кутка производится только грузовой стрелой.