Проявление оптомоторных реакций у рыб

Нами были исследованы 33 вида пресноводных и 18 видов морских рыб. Оказалось, что реакция у одних и тех же видов с увеличением их размера ослабевает. При этом растет латентное время реакции и время реверса, а также появляются значительные колебания в четкости проявления реакции. Если средняя общая оценка реакции у барабули длиной 50-68 мм была 5+ + +, то у барабули 150-180 мм она была равна только 4. Некоторое ослабление реакции при увеличении длины подопытных рыб хорошо прослеживалось и у других видов (ласкирь, кефаль, щука, зеленушка и многие другие). Это же было отмечено и Ю.П. Алтуховым. Поэтому мы не согласны с Харден Джонсом, который предполагает, что подобная зависимость четкости реакции от размера рыб отсутствует. Почти все виды рыб при длине менее 50 мм имели наивысшую оценку реакции - 5+++ , а большинство видов длиной свыше 160 мм имели оценки 4 и 3. Самыми крупными рыбами, которые в нашей небольшой установке, хотя и нерегулярно, но показывали отличную оптомоторную реакцию, были: щука (325 мм), зеленушка (190 мм), барабуля (174 мм), налим (173 мм), ласкирь (163 мм). Но, несомненно, оптомоторная реакция имеется и у более крупных рыб, как это было доказано Харден Джонсом для трески длиной 500 мм.
Несмотря на то что среди исследованных рыб имелись представители самых разнообразных экологических групп, существенную разницу в характере проявления оптомоторной реакции нам удалось обнаружить лишь между группой рыб, обитающих преимущественно в толще воды, и группой рыб, обитающих у дна. В пределах одинаковых размерных групп наиболее слабую реакцию имеют типично донные и некоторые придонные виды (белуга, осетр, севрюга, скорпена, морской налим, морская собачка, морская коровка, бычки, голец, пескарь, а также густера, лещ и некоторые другие). Только среди этих рыб мы встретили таких, у которых реакция совсем отсутствовала: скорпена (150-180 мм), морской налим (205-234 мм), белуга (33-50 и 150-200 мм), осетр (12-50 мм), севрюга (9-18 мм).
Наиболее сильную реакцию имеют рыбы, живущие в толще воды или в прибрежной растительной зоне (ласкирь, щука, зеленушка, атерина). К ним относится и молодь большинства (в том числе многих донных видов). Относительно высокие оценки реакции имеют также некоторые придонные рыбы, например барабуля.
Полученные данные, хотя и несколько отличаются от данных Р. Клаузена, В.Р. Протасова, Ю.П. Алтухова и Харден Джонса, в общем подтверждают сделанный ими вывод о том, что у донных рыб оптомоторная реакция выражена слабее. Основное отличие состоит и том, что нам удалось у некоторых донных и придонных рыб (барабуля, пескарь, щиповка, бычки, ошибень) вызвать не только нистагм и изгибание туловища, но и плавание рыб за полосами ширмы, т. е. собственно оптомоторную реакцию.
Движение за ширмой рыб, обычно держащихся в толще воды (атерина, щука, молодь большинства видов рыб), отличается равномерностью и плавностью. Движение рыб, держащихся у дна и постоянно с ним тактильно контактирующих, при наличии у них реакции, наоборот, отличается сильной неравномерностью, прерывистостью, а иногда и длительными остановками. Тактильный контакт с дном и стенками аквариума оказывал сильное тормозящее влияние на проявление оптомоторной реакции. Причем в первую очередь он затруднял проявление реакции у типично донных рыб, постоянно контактирующих с дном, и в меньшей степени - у пелагических, некоторых придонных и зарослевых рыб. Если донные рыбы уже после начала реакции приподнимались со дна, движение их становилось, так же как и у пелагических рыб, плавным и равномерным. Такой характер влияния тактильных стимулов свидетельствует о том, что они имеют большое значение при ориентации у донных видов. С возрастанием относительной роли этих стимулов связано и некоторое ослабление оптомоторной реакции по мере роста рыб.