Ошибки организации работы лососевых заводов (часть 1)

Хорошо известно, что одними из первых ЛРЗ на советском Дальнем Востоке были Тепловский и Биджанский, построенные в 1928-1932 гг. в 1200 и 1500 км выше устья р. Амур. Основателями идеи их постройки были В.К. Солдатов и И.И. Кузнецов, которые считали, что эти ЛРЗ смогут восстановить популяции осенней кеты Среднего и Верхнего Амура. Этот пример можно назвать первой из стратегических ошибок рыбоводства в бассейне р. Амур. В.К. Солдатов и И.И. Кузнецов думали, что распределение осенней кеты в бассейне Амура статично, а рыба исчезает из средней и верхней части Амура потому, что ее сильно перелавливают в нижней части, где были установлены десятки заездков. Со временем их идея о перелове превратилась в парадигму мышления работников рыбного хозяйства советского Дальнего Востока. Укреплению этой парадигмы способствовала фактическая ситуация с середины 20-го до начала 21 века: осенняя кета исчезла из рек Верхнего Амура, две-три тысячи рыб доходили до Среднего Амура, опустела река Уссури, которая давала более 30% всей осенней кеты Амура, и лишь в нижней части Амура осенняя кета оставалась обильна. Рыбоводы оставались в явном затруднении: многолетние запреты на промышленный лов не помогали осенней кете подниматься до ЛРЗ, расположенных в 1200 и 1500 км от устья Амура. Не помогали и перевозки икры с других рек на эти заводы. Осенняя кета не возвращалась к «верхним» ЛРЗ. Оставалось винить браконьеров. Эта причина долго оставалась официально в числе основных причин, неэффективной работы Биджанского и Тепловского ЛРЗ.
На самом же деле, во второй половине 20 века набирало темпы глобальное потепление. В верхней части бассейна р. Амур, в зоне ультра континентального климата, где осенняя кета является гостем только в периоды похолодания климата, она исчезла. В средней части Амура и в бассейне р. Уссури, в зоне резко континентального климата, она стала малочисленна. Многочисленной осенняя кета оставалась в муссонных районах, в зоне умеренно-континентального климата, то есть недалеко от побережья. Механизм исчезновения осенней кеты заключался в гибели части ее молоди от теплового шока в период более чем 1000 км миграции по руслу Амура, а не в вылове браконьерами. По сходной причине неэффективными были продолжающиеся до сих пор масштабные вертолетные перевозки икры, заготовленной в верховьях холодноводной Амгуни в бассейны верхних ЛРЗ: часть молоди гибла в теплой воде главного русла Амура во время миграции к морю.
Что представляли собой ЛРЗ Амура три года назад? Это было оторванное от рыбохозяйственной науки производство, которое опиралось на таланты одиночек. Кадровый состав в основном имел слабое и непрофильное образование. Около двух лет назад в Амуррыбводе ввели в действие административный ресурс. Пришли новые кадры с милицейским и рыбинспекторским и коммерческим опытом. С лозунгом «Вы что, против рыбоводства?», и по негативному сценарию, уже описанному Джимом Лихатовичем для Америки сорокалетней давности, начались резкие перемены в сторону интенсификации рыбоводной деятельности. При отсутствии научно обоснованного РБО в Амуррыбводе в 2006 г. возникли масштабные программы по отлову больших объемов производителей. Без разработанных биотехнологий и без опыта биотехники уже в 2006 г. планировались установки электрозаградителей и закладка промышленных партий летней кеты на Амуре, и кеты, горбуши, симы в реках Татарского пролива. При этом на реках Татарского пролива не существует ни одного ЛРЗ!!!
Поможет ли такой всплеск рыбоводной активности на Амуре восстановить его былые уловы (до 93 тысяч тонн лососей в 1910 г.)? Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу ситуации последних десятилетий тихоокеанского кольца лососевых рек.