Рабочие камеры (часть 1)

Конструкции и типы. Рабочие камеры - часть рыбопропускного сооружения, в которой осуществляется перевод (подъем) накопленных рыб из нижнего в верхний бьеф гидроузла. По конструктивному выполнению и принципу действия различают следующие типы рабочих камер:
- шлюзовые рабочие камеры, перевод рыб в которых осуществляется путем их шлюзования;
- механические рабочие камеры, в которых для перевода рыб в верхний бьеф применяют транспортируемые емкости (контейнеры, кюбеля, бункера);
- рабочие камеры, в которых для этой же цели предлагается использовать гидротранспорт рыб (быстротоки, водоводы, эрлифты, сифоны и т. д.).
При напорах до 10 м. как правило, наиболее целесообразно применять шлюзовые камеры открытого типа, аналогичные судоходным (см. рис. 19).
Одноступенчатая шлюзовая камера впервые была применена для рыбопропускного шлюза Кочетовского гидроузла и в дальнейшем получила распространение при строительстве рыбопропускных сооружений на Николаевском, Федоровском и Константиновском гидроузлах, вододелителе в дельте Волги. Существенным преимуществом такой камеры является то, что по всей ее длине дно и стенки имеют одну отметку, ту же, что и рыбонакопитель, вследствие чего может быть использовано одно побудительное устройство.
Поэтому в последние годы кюбели механических рыбоподъемников проектируют в виде емкости, заполненной водой. Для уменьшения подъемной массы ширину транспортируемой части уменьшают по сравнению с шириной рабочей камеры, а для сбора рыбы в кюбеле устраивают специальные наклонные открылки.
Из условия слива рыб в емкость под уровнем волы угол наклона боковых открылков принимают равным 20º. Если слив происходит при повороте открылков над ypoвнем воды, то угол поворота должен быть не менее 30º.
На кюбеле предусматривают крышку, предохраняющую рыб от выпадения. Внутри кюбеля устраивают подъемную площадку для подсчета, отбора и мечения рыб, а также приспособление для вывода рыб из емкости после спуска кюбеля под уровень воды в верхнем бьефе.
Перемещение кюбеля может осуществляться различно, вертикально с помощью лебедок или кранов-контейнеровозов, наклонно по направляющим или рельсовым путям, с помощью канатной дороги и т. д.
Способ перевода кюбеля из нижнего в верхний бьеф выбирается с учетом компоновки сооружений гидроузла, расположения рыбопропускного сооружения и т. д. Так, например, когда мостовые переходы и другие коммуникации основных сооружений гидроузла проходят на небольшой высоте от уровня воды, то перевалку кюбеля через сооружения необходимо осуществлять над этими переходами. В этом случае наиболее приемлемым оказывается способ перевода кюбеля с помощью крана-контейнеровоза (рис. 21) или канатной дороги.

Рабочие камеры (часть 1)